Сквер Ольги Лисиковой, с чего всё начиналось.. Печать
03.03.2015 23:36

«В небе нет ни могил, ни обелисков, ни памятников. Зато в сердцах людей память о погибших сохранится навечно!».
                                                                                                                                                            Ольга Лисикова

Важное место в истории нашей страны занимает Великая Отечественная война. В год 70-летия Победы хочется вспомнить всех тех, кто добивался (часто ценой собственной жизни) этой Победы. Нам, жителям Санкт-Петербурга, особенно важно хранить память о тех, кто защитил и сохранил наш город от врага. И среди них немалая заслуга принадлежит ленинградским летчикам. Это они защищали небо и город от бомбежек и разрушения, вывозили детей и раненых, доставляли продукты и медикаменты во время блокады.

Одной из них была героическая женщина – Ольга Михайловна Лисикова. Именно ей я посвящаю свою работу. Мне хочется еще раз напомнить о том, как много сделала О.М.Лисикова для жителей Ленинграда и для страны. Из наградного листа Ольги Михайловны Лисиковой от 22.02.1942 г.:
«За время Отечественной войны лётчик Лисикова налетала 367 часов 10 минут, вывезла из прифронтовой полосы 57 раненных бойцов, командиров и политработников. Доставила к линии фронта – крови – 600 кг, почты – 900 кг, боеприпасов – 1650 кг и спецгруза – 1000 кг. Перевезла командно-политического состава – 149 человек.
При выполнении летных заданий несколько раз встречалась в воздухе с самолётами противника, но всегда уходила из-под обстрела умелым маневрированием своего самолёта.
За отличное выполнение оперативного задания имеет благодарность от командования авиадивизии.
За быструю доставку вооружений и боеприпасов в сложных метеоусловиях имеет вторую благодарность от командира оперативной группы подполковника Добыш.
Достойна правительственной награды ордена «Красная Звезда»
. (Орфография документа сохраняется).
Но хочется также обратить внимание на скромность её правительственных наград, на несоответствие их тем реальным поступкам, которые она совершила в жизни. В данной работе будет рассказано не столько о самой Ольге Михайловне, сколько о той работе, которая была проведена по увековечиванию её памяти в нашем городе.
Речь пойдет и о сотрудниках Музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге, которые на протяжении многих лет поддерживали Ольгу Михайловну, пока она была жива. О.М.Лисикова ушла из жизни 7 сентября 2011 года. Она была похоронена на Кладбище жертв 9-го января в Санкт-Петербурге. 15 сентября 2014 года там был торжественно открыт памятник героической летчице.
Когда мои ученики – шестиклассники школы № 507 Московского района – в 2008 году узнали об Ольге Михайловне, они задали директору музея Н.М.Сафроновой вопрос: «Почему такой заслуженный человек не был награжден Звездой Героя Советского Союза?» Натэла Михайловна предложила им самим поискать ответ. И тогда было написано письмо Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву. И был получен ответ…Разумеется, формальный: «Ваше обращение… направлено на рассмотрение в Правительство Санкт-Петербурга с просьбой проинформировать вас о результатах». Об этом хорошо написано в статье Жанэ Пати и Анны Варенберг «Одиннадцать шагов Ольги Лисиковой», опубликованной в международной газете «Секретные материалы» №№ 7 и 8 за март и апрель 2010 года: «Они ещё настолько юные, что продолжают верить в справедливость. Которая, как не крути, заключается вовсе не в обязательных трескучих фразах по поводу очередной годовщины Победы. Не в граните новых памятников…». Суть ответа в том, что нельзя присвоить звание Героя Советского Союза тем, на кого не было в годы войны оформлено представления к этой награде. Но есть мнение, что представления на О.М.Лисикову всё же были.
Ольга Михайловна, разумеется, ничего не знала о нашей попытке восстановить историческую справедливость. С 2006 года она проживала в Доме ветеранов войны № 1 в Павловске. И пока она была жива, сотрудники музея и другие неравнодушные люди помогали ей, чем могли. А между тем, родная дочь Ирина, приехав в 2009 году из Германии (!), где она проживает постоянно, поговорив с заведующим отделением Дома ветеранов, даже не навестила мать. Это кажется, просто бесчеловечным. Но такова была жизненная позиция дочери: «Ты за Родину жизнь отдавал? Ну и отлично. Вот пусть тебя теперь Родина и содержит». Но разве это плохо «отдавать жизнь» за свою Родину?

Этот год особенный. И мы снова решили вернуться к вопросу о награждении О.М.Лисиковой. Теперь уже с другими детьми и помощниками. Вопрос об этом обсуждался на заседании «рабочей группы по рассмотрению предложений об увековечивании памяти погибших при защите Отечества на территории Санкт-Петербурга», куда я была приглашена для обсуждения и которая состоялась 30 января 2015 года в Мариинском дворце. В повестке дня значилось два вопроса, касающихся О.М.Лисиковой:
1.​ «О наименовании объектов городской окружающей среды (улиц, проспектов, переулков, площадей, мостов, каналов и т.д.) Санкт-Петербурга в честь защитников города». Кандидатура Ольги Лисиковой рассматривалось наряду с первым советским комендантом и начальником гарнизона Берлина Н.Э.Берзариным и вице-адмиралом В.М.Головниным. Решением членов рабочей группы было поддержать все три кандидатуры. Среди участников заседания присутствовал и член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, журналист А.Д.Ерофеев.
2.​ О возможности награждения Лисиковой Ольги Михайловны Звездой Героя России. По этому вопросу было высказано сомнение о возможности получения положительного решения. Но попробовать всё же решили.
В Санкт-Петербурге Дворцом творчества юных уже в 13-й раз проводится городская военно-историческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград». (В 2015 году – 31 января). И я, как педагог, решила использовать этот шанс. Мы с ученицей 6 класса Глафирой Леонардовой подготовили работу об Ольге Михайловне Лисиковой, которую Глафира успешно представила на конференции. Предварительно мной были собраны подписи у моих коллег – учителей школы № 507 – в поддержку обращения в Топонимическую комиссию Санкт-Петербурга с просьбой присвоить имя Ольги Лисиковой какому-либо объекту в Московском районе. На конференции мы собрали подписи у участников и членов жюри, одним из которых был Алексей Дмитриевич Ерофеев. Там же на конференции мы передали ему это обращение (вместе с подписями) для рассмотрения Топонимической комиссией Санкт-Петербурга вопроса об увековечивании памяти Ольги Лисиковой в нашем городе.

 



Ещё мной был согласован вопрос с Музеем, сотрудники которого также были инициаторами увековечивания памяти Ольги Лисиковой, о возможности выбора в качестве объекта не улицы или площади, а сквера. Такое предложение представилось нам даже более интересным. Кроме того, это могло значительно ускорить положительное решение данного вопроса. И, действительно, рабочая группа Топонимической комиссии рассмотрела наше обращение, и уже 12 февраля был найден подходящий объект в Московском районе – безымянный сквер на пересечении улиц Фрунзе и Ленсовета. Лучшего места нельзя было даже придумать. Во-первых, этот сквер расположен по дороге из одного здания нашей школы (Московский пр., 169) в другое (ул. Фрунзе, 20). Во-вторых, О.М.Лисикова до переезда в Дом ветеранов проживала на пр. Юрия Гагарина в доме 29, который находится не так далеко от сквера. В-третьих, рядом находится Московский парк Победы с Алеей Героев, где установлены бюсты летчикам дважды Героям Советского Союза, а также улица Гастелло и улица Галстяна, названные в честь героев-летчиков. И, наверное, самое главное – возможность со временем установить в сквере памятник Ольге Михайловне. Дальше события стали разворачиваться ещё стремительнее. Нас с Глафирой пригласили на 26 февраля в Дом радио для участия в передаче «Петербургская панорама», которая выходила в прямом эфире. И практически сразу нас пригласили на съемку сюжета о возможном присвоении данному безымянному скверу имени летчицы Ольги Лисиковой. Этот сюжет несколько раз был показан 25 февраля каналом 100-TV в передаче «Невское время».

С целью поддержать нашу инициативу мной были подготовлены, подписаны и переданы коллективное обращение в Отдел образования и личное обращение к Главе Администрации Московского района Владимиру Николаевичу Ушакову.
В настоящее время мы ждем окончательного решения Топонимической комиссии Санкт-Петербурга и надеемся, что её положительное решение будет поддержано также и Губернатором Санкт-Петербурга Георгием Сергеевичем Полтавченко.

На заседании рабочей группы меня спросили, почему я занимаюсь этим. Ответ пришел сам собой: «Меня, что называется, зацепило». Зацепило так, что я мечтаю передать сюжет об Ольге Михайловне Лисиковой одному из наших самых известных кинорежиссеров. И я не сомневаюсь, если этот фильм состоится, то он будет любим миллионами наших сограждан!

Ирина Борисовна Якутина, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга школы №507 Московского района

 

 

Пилот, командир самолета С-47 Лисикова (Власова) Ольга Михайловна 7.11.1916 – 7.09.2011
Родилась 7 ноября 1916 года во Владивостоке. Её отец был учителем, позднее директором школы, мать домохозяйкой. В начале 1920-х годов семья переехала в Петроград.
Она мечтала об авиации.  В 1934 году по комсомольской путевке попала в Тамбовскую объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ,  потом всех перевели в Батайскую авиашколу, которую Ольга и окончила в 1937 году. Занималась различными видами спорта. Дважды участвовала в первенстве Советского Союза по лыжам.
В 1937 году на экраны вышел кинофильм «Богатыри нашей Родины», в котором практически была снята одна Ольга Власова. Она могла стать звездой экрана, но предпочла летать.
Окончив летную школу с отличием, Ольга Власова отправилась в Ленинград, где была принята в тренировочный отряд. В её судьбе был поступок, совершить который в те годы мог бы далеко не каждый человек. Когда её вызвали в Большой дом на Литейный, чтобы свидетельствовать против Дроздова, она попросту расхохоталась. Так ей вместе с другими летчиками удалось отстоять честь (а возможно и жизнь своего командира). После длительных проверок, продемонстрировав отличные летные качества, она стала «матричницей». Для таких летчиков не существовало понятия «нелетная погода»: матрицы центральных газет доставлялись из Москвы в Ленинград, где и печатались для всего Северо-Запада. За все время таких полетов, не было ни одного дня, чтобы Ленинград остался без газет.
С ноября 1939 года Ольга Лисикова участвовала в Финской войне. Ей было 23 года. Она стала женой Василия Лисикова – пилота гражданской авиации. На своем Р-5 (более сложном в управлении, чем У-2) возила раненых. Кабина на санитарном самолете была открытой, а мороз доходил до 40 градусов на земле. Базировались на Комендантском аэродроме, откуда раненых и обмороженных забирали в больницы и госпитали города, инвалидов перевозили на Валаам. С аэродрома «Шоссейная» летали в Москву и по другим гражданским нуждам. Так продолжалось до марта 1940 года. Лисикова ждала ребенка, и была переведена на «легкую» работу – прогулки над городом. А это по шесть-семь посадок в день, когда живот просто упирался в рукоятку штурвала.
В годы Великой Отечественной войны воевала вначале в составе Особой Северной авиагруппы ГВФ, затем в 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ, которая базировалась на подмосковном аэродроме Внуково. Лисикова выполняла разные задания: вывозила раненых, забрасывала разведчиков в глубокий тыл врага, устанавливала связь с партизанами, доставляла им оружие, медикаменты, забрасывала разведчиков и десантников в глубокий тыл врага, снабжала горючим вырвавшиеся вперед танковые соединения, летала в осажденный Ленинград. В блокадный Ленинград Ольга Михайловна совершила 150 вылетов, доставляя продовольствие, медикаменты и вывозя детей и раненых.
Почти всю войну летчик 1-го класса Ольга Лисикова воевала на наиболее опасных и ответственных участках. Она по праву считалась одним из асов отечественной авиации. Ольга Михайловна Лисикова – единственная в годы Второй мировой войны женщина – командир крупнейшего артиллерийского американского транспортного самолета СИ-47. За годы войны она провела в воздухе 3500 часов (а всего 4200), совершила 408 боевых вылета, более 20 в тыл врага.
Экипаж командира Ольги Лисиковой выполнял специальные задания Государственного комитета обороны на всех фронтах от Баренцева до Черного морей. Благодаря мастерству и отваге командир Лисикова за всю войну не потеряла ни одной боевой машины, ни одного члена своего экипажа.
В конце войны Лисикова работала в полку правительственной авиации. Возила дипломатов, артистов Большого театра, начальника Генерального штаба Антонова. После окончания войны Лисикова летала в Ленинградском авиаотряде, открывала воздушные линии из Ленинграда в Таллинн, Ригу, Вильнюс, потом три месяца выполняла спецзадание правительства в Арктике. Это окончательно подорвало здоровье. Летная судьба оказалась драматически короткой. Диагноз – отсутствие кислорода в крови, год в больнице и пенсия в 30 лет.
После выхода на пенсию активно работала в ветеранских общественных организациях. Но Ольгу Михайловну болезнь не сломила. Она любила не только небо, но и землю и умела за ней ухаживать: сажала и разводила цветы, да так, что в Латвии к ней водили учиться школьников. Была Ольга Лисикова и членом Комитета советских женщин: встречалась с молодежью, работала с архивами, подготавливая музейные экспозиции.
Политуправление Красной Армии выпустило два плаката о боевых подвигах Лисиковой: «280 боевых вылетов» (1943) и «Летать так, как летает командир корабля Ольга Лисикова» (1944).
В наградном списке легендарной летчицы более 20 орденов и медалей, среди которых Орден Отечественной войны I и II степени, Орден Красной звезды, Орден красного знамени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы» и другие. (Однако Звезда Героя Советского Союза отсутствует. Их должно было бы быть как минимум две).
Дело в том, что Ольга Михайловна получила неверные сведения о судьбе своего мужа Василия Лисикова, командира «Дугласа». Его товарищи ей сообщили, что он погиб. Самолет его действительно при падении взорвался на их глазах, но трое членов экипажа, в том числе командир, как позже выяснилось, были выброшены взрывной волной из развалившейся надвое машины и тяжелораненые взяты в плен. Василий прошел сначала нацистский лагерь, потом сталинский фильтрационный и вернулся в Ленинград только в сорок шестом. О его подлинной судьбе Ольга Михайловна ничего не знала и, считая его погибшим, снова вышла замуж. Но по документам он числился пропавшим без вести, причем на вражеской территории, а это по законам того времени было равносильно предательству.
В 2002 году Ольга Михайловна была награждена почетным знаком Общественного совета Санкт-Петербурга «Признательность Санкт-Петербурга».
С 2007 года Ольга Лисикова жила в Санкт-Петербургском государственном стационарном учреждении социального обслуживания "Дом ветеранов войны №1". Единственная дочь и внуки легендарного пилота живут в Германии, её не навещали и помощи не оказывали.
До самой кончины помощь Ольге Михайловне оказывали директор Музея гражданской авиации Натэла Михайловна Сафронова и сотрудники музея, студентка Дилора Латыпова, , медсестра Лариса Ивановна Терентьева, а также Ирина Валерьевна Гашкова.
7 сентября 2011 года О.М.Лисикова ушла из жизни. Она похоронена в Санкт-Петербурге на кладбище «Жертв 9-го января».